Было это давно - почти десять лет назад. Два разработчика-энтузиаста - Мин Ли (Minh Le) и Джесс Клайф (Jess Cliffe) - выпускают модификацию к одной очень известной игре, называя её Counter-Strike. Спустя некоторое время парни вливаются в стройные ряды компании Valve, а "контра" превращается в культурный пласт, объединяющий людей, приносящий деньги и считающийся полноценным видом спорта, однако мы подводим к другому. Анонсируя свое новое детище - основанный на совместном прохождении шутер Left 4 Dead - разработчики пообещали совершить примерно такой же переворот в онлайн-играх, какой учинил их дебютный проект. И, вы знаете, они оказались правы. Даму лучше не тревожить, иначе можно схлопотать болезненную пощечину. На высоком уровне сложности - последнюю в жизни. "You did well. For white peoples!" Повсюду толпы зомби. Основная масса из них - сплошная серость, даром что больно кусаются, быстро бегают и подбираются сзади. Другие оригинально одеваются, издают пугающие звуки и атакуют внезапно, с целью разорвать, утащить или сбить с ног. …А вот крадутся средь урбанистических пейзажей главные герои - грубоватый байкер Френсис, хрупкая на вид Зои, менеджер среднего звена Луис и пожилой, но закаленный ветеран Билл. Нет, типичного "девушка выше прыгает, байкер крепче здоровьем, а офисный парень орёт громче" тут не дождаться. Персонажи полны колорита, но раскрыться полностью им не дают, хотя в очередной перестрелке захочешь, а не спутаешь одного с другим. Стрельбы здесь очень много. Собственно, вся игра из неё и состоит - четыре кампании (в каждой по пять уровней) не содержат в себе областей, свободных от "инфицированных", меняется только их количество на квадратный метр. Зайдя в маленькую комнатушку, можно запросто увязнуть в эпической схватке "двести против четырех", а по какой-нибудь площади пройти спокойно, без единой выпущенной пули. В Left 4 Dead действует всего один принцип: держаться вместе. Не высовываться почем зря, постоянно прикрывать друг друга и не наводить ствол на соратников. Вся сила четверки в огневой мощи, и если хотя бы один перестанет стрелять, то риск вернуться в "безопасную комнату", которой начинается и заканчивается большинство уровней, резко повышается. Желание помочь умело культивируют, поощряя всевозможными "ачивментами" и сообщениями. Вася, мол, прикрыл Колю, Вася молодец. Подобные комнаты - эдакий островок безопасности в океане зомби. "Give me that Molotov! Ooo! Nom-nom-nom…" Сомнительные сюрпризы и спасительные аптечки подбрасывает Самый Главный - режиссер. Его задача - давать легкий отдых отчаявшимся и остужать самоуверенных. Меняющийся "на лету" уровень сложности уже не в новинку, но Valve пошла дальше: при каждой загрузке уровня расположение всех ресурсов и "боссов" ставится с ног на голову, и если раньше спасительный шкафчик с красным крестом дожидался игроков буквально в двух шагах от толпы зомби, то при новой попытке он может оказаться пуст. Лечиться нечем? Ну так вперед, спустя парочку изнурительных битв можно будет на что-то надеяться. В Left 4 Dead самое ценное то, что она позволяет прочувствовать каждый штамп, каждую ситуацию, которую можно было встретить в фильмах "про зомби" и при этом не разводит руками, ссылаясь на якобы устаревший движок. Source, оказывается, ещё может поддать жару, да какого! На экране сотня полигональных мертвецов - производительность и не помышляет падать. В развороченном аэропорту разбивается самолет, и восхищение каким-нибудь Unreal Engine 3 отступает на второй план, ведь в воздухе десятки обломков, а к взрыву не придерешься при всем желании. Кооператив волнующ где-то до двадцатого прохождения. При хорошем интернет-канале и верных друзьях, также обладающих копией игры, на ознакомление с четырьмя способами выжить при зомби-апокалипсисе вряд ли уйдет больше десяти часов. Режиссер удивляет, как может, но из "Твою ж мать: игра" Left 4 Dead превращается в эдакий Serious Sam. Тут-то и выезжает самая главная революция, которую очень зря подавали без особой помпы: режим Versus (в нем люди так же проходят кампанию, а зомби - уже от лица других игроков - мешают). Возможность самому поиграть за мертвецов увлекает не на шутку, благо рулить дают не унылой "массовкой", а теми, кого инфекция затронула особо драматичным образом. Гранаты здесь пищат и приманивают таким манером целые толпы зомби. Порой действительно спасает. "Take that, white peoples!" …А вот крадутся средь урбанистических пейзажей главные герои - озверевший паркурщик Охотник, раздувшийся Бумер, любитель сигарет "Беломор плотина" Курильщик и закаленный неизвестно чем Танк. Нет, типичного "один зомби быстро бегает, другой быстро прыгает, а третий громко орет" тут явно не дождаться. Персонажи полны колорита, и раскрыться им дают полностью. Только вот выжившие даже в перестрелке захотят, а не спутают их с обычными зомби. Охотник может забираться на крыши, совершенно не боится высоты и за один прыжок может преодолеть очень большое расстояние. Приземлившись на отбившегося от группы героя, он начинает усиленно хлестать его по щекам, да так, что у того мигом начинают убывать "хит-пойнты". Если за полминуты никто не придет на помощь - пишите, как говорится, письма. Курильщик отрастил себе огромной длины язык и может вытащить зазевавшуюся человеческую особь на открытую местность, услужливо позволяя ему насладиться обществом разномастных зомби и товарищей по бестиарию. А ещё он - эдакая антиреклама всей никотиновой индустрии. Такого безнадежного кашля ни в одной игре мы не встречали. У Бумера радость одна - нести вонючие массы в массы. Спрятав габаритное тело за каким-нибудь мусорным ящиком, он ожидает наивного человека, чтобы покрыть его грязью (неважно, взорвавшись рядом или "выстрелив" концентратом зловония изо рта), а затем убежать в сторонку - очень уж он хрупок. На запашок, словно мухи, слетаются десятки инфицированных, а от них, как известно, спасу нет. Гвоздь программы - Танк. Здоровенная махина почти бессмертна, выдирает целые куски асфальта, а затем бросает их в противника. Ну, или просто бьет кулачищами весом пудов эдак в пять, результат всё равно один: любой попавший под раздачу улетает куда подальше (на возвышенностях такой удар может стать фатальным) и резко начинает хотеть медицинской помощи. Впрочем, управлять парнем дают исключительно по праздникам, когда команда мутантов проигрывает по очкам. В каждой кампании запрятан особый "эпический" момент. То самолет упадет, то бензоколонка взорвется... *** Собственно, мораль статьи была ясна изначально: надо брать. При хорошем провайдере и хотя бы часе свободного времени в сутки удовольствие гарантировано. Да и конкуренты, судя по всему, появятся нескоро. А если и появятся - будьте уверены, они во многом последует примеру Left 4 Dead. P.S: Все заголовки в данной статье являются примерными цитатами одного англоговорящего игрока, актера в душе и любителя сайта 4chan.ru, ника которого мы так и не раздобыли, но целую кампанию прошли нахрапом и с радостью. Спасибо, нигга, выживать с тобой было весело! P.P.S: Дистрибьютор Left 4 Dead в России - компания "Акелла" - очевидно, считает нашу молодежь очень психически закаленной. Если в западном издании покупателя вежливо предупреждает о наличии расчлененки и легкого мата надпись "Mature" (от 17 лет), то в наших краях пострелять в инфицированных может и шестиклассник - возрастной ценз на коробке спустился до 12-ти лет от роду.
Комментарии